|
Анастасия Преображенская
Нравственность - это разум сердца, а нравственная молодежь - разум государства [0] - 02.02.2025
Государство и Хороший Бизнесмен совместно решают философские вопросы
Как Хороший Бизнесмен, заинтересованный в получении прибыли и прочном месте на рынке, заботится о воспитании и «ковке» своих настоящих и будущих сотрудников, так и Государство постепенно начинает осознавать, что его положение на мировой арене и стабильность экономики напрямую зависят от молодежи, от тех молодых людей, которые уже в ближайшем будущем станут активными участниками экономических и социальных, культурных и образовательных процессов. В концепцию молодежной политики нашей страны включено огромное количество разнообразных целевых программ, охватывающих всевозможные сферы развития и помощи молодежи. Но Хорошего Бизнесмена волнует не только образование сотрудников, его волнует и «моральный климат» в коллективе. В этом Государство не отстает от Бизнеса: духовно-нравственное воспитание молодежи становится ключевой, приоритетной задачей молодежной политики всех регионов России.
Духовно-нравственное воспитание молодежи — это хорошо и здорово, воспитание нравственности — то, что всегда не мешает совершенствовать, молодежь с радостью поддерживает подобные инициативы правительства. Тем не менее очень многие продолжают считать, что нравственность возможна только вкупе с религией, а среди современной молодежи России достаточное количество людей неверующих (23 % на 2007 год, данные с взяты с сайта wikipedia.org). Встает закономерный вопрос: Я должен стать верующим, чтобы стать нравственным, или нет? Попробуем разобраться.
За - ра - ботало!!!
«Заработало!!!», - кричал кот Матроскин из всеми любимого мультика «Трое из Простоквашино», когда ему наконец-то удалось научить Галчонка спрашивать всех «Кто там?» Возможно, программы, направленные на духовно-нравственное воспитание молодежи в России, еще и не заработали в полную силу, не приобрели всероссийских масштабов, не проникли в отдаленные города и веси нашей родины, но с уверенностью можно сказать, что первый этап — этап начала, закладки фундамента — пройден, и пройден очень даже успешно. Об этом говорят следующие факты и примеры.
Кот Матроскин © Gaudeamus
За последние несколько лет очень много было сделано в области поддержки молодежи и развития концепции молодежной политики в России. И это прежде всего касается создания новых и развития уже существующих молодежных организаций самого разного толка. В областных и районных центрах создаются и ведут успешную деятельность ассоциации юных журналистов и экологов, поэтические и конно-спортивные клубы, городские студсоветы и различные центры.
Ярким примером воспитания нравственной молодежи может служить Центр иппотерапии «Лучик», расположенный в Новом Городе города Ульяновска. Центр ведет активную работу с волонтерами — приглашает молодых людей, желающих работать с детьми. Можно заниматься самыми разнообразными вещами: помогать в арт-студии, фото- или компьютерном кружках, воплощать идеи мероприятий. Работа с волонтерами — ключевой пункт работы подавляющего большинства молодежных организаций. Молодежь активно пополняет ряды добровольцев, и на это есть свои, крайне важные, причины.
Жестокость, черствость, свои собственные интересы и выгода, достижение цели любыми средствами, «ходьба по головам», равнодушие позиционируются массовой детективной литературой, кино, сериалами как правильные и достойные качества дельца и бизнесмена, да и просто любого человека, идущего в ногу со временем. Так называемые «частники», хозяева различных заведений поощряют доносы работников друг на друга, поддерживают склоки в коллективе, порождают нездоровую конкуренцию. И подобные экспозитивы всегда бьют точно в цель, без малейших погрешностей: какому молодому человеку не хочется сделать блистательной карьеры, заработать деньги, быть современным, а не отсталым человеком? В таких условиях всё больше молодых людей задумывается о том, возможно ли сделать карьеру и остаться нравственным человеком, не растерять багаж духовных ценностей? Здесь-то и приходят на помощь молодежные организации вкупе с молодежной политикой, а также молодежные группы при христианских церквях.
© Gaudeamus
Исторически институт церкви в России играл не только духовную, но и просветительскую и социальную роли: в церкви встречались, знакомились, общались. После периода советской власти церковь утратила подобную функцию, но молодые люди не утратили потребность в общении. Поэтому при христианских церквях создаются молодежные группы, цели которых не сводятся исключительно к религиозным. Например, 21 августа молодежная группа Евангельско-Лютеранской церкви Святой Марии в городе Ульяновске отметила 9 лет со дня своего существования. Около 40 человек теперь насчитывает группа, которая начиналась всего лишь с двух смелых девчонок, задумавших и осуществивших такое грандиозное дело. «Я учитель, и для меня важно учить детей, подростков и молодёжь нравственности. Я думаю, это одно из главных направлений моей работы, - говорит Кристина Яцук, одна из основательниц «молодёжки», - в школе и детских домах мы проводим уроки нравственности в форме дискуссий, смотрим специальные фильмы, приглашаем интересных гостей, которые могут поделиться своим опытом. Также для меня важно проводить личные беседы с ребятами, когда мы можем поговорить о личных проблемах, которые тоже часто бывают связаны с вопросами нравственности».
Нравственно-религиозные «нестыковочки»
Итак, становится или не становится верующим — решение остается за каждым из нас, нравственным можно быть и без религии. А вот что думает сама молодежь об отношениях нравственности и религии: мини-соцопрос, проведенный среди 25 молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет, показал, что 76% процентов являются верующими. Правда, верят каждый в нечто свое, оригинальное, непохожие на то, во что верят другие: в себя, в идею Бога, в разных Богов, в «своего» Бога и т.д. И 72% тех же опрошенных уверенно отвечают, что нравственность без религии не только может быть, но и должна, просто обязана существовать.
Существует ли нравственность без религии или нет? © Gaudeamus
«Нестыковочки» заметны невооруженным взглядом. Религиозный человек не задумываясь скажет, что нравственность следует из религии, атеист заявит, что поступать хорошо могут не только верующие А что получилось у нас: верующие люди, которые признают независимость нравственности от религии?! Как же такое возможно? Очень просто: в сегодняшней России, равно как и Америке и в странах Европы, появляется очень много так называемых «номинальных» верующих (nominal believers). Оттого и получается парадокс: религия — это плохо, верующих— больше половины, а нравственность без религии, — само собой разумеющееся. Вывод напрашивается сам по себе: убеждения наших родителей и их родителей, своеобразная «религиозная инерция» всё еще сильны в нашем сознании, но они постепенно уступают место более эффективным, главное — применимым к современной жизни принципам. Спустя века философская мысли по спирали возвращается в идеям Сократа, который в диалоге «Евтифрон» впервые указывал на автономию нравственного от религиозного. Современная молодежь вместе с американским философом Полом Куртцом снова приходит к мысли о том, что «люди способны быть честными, правдивыми, искренними и справедливыми и без божественных санкций».
Нравственная молодежь — это разум государства
Нравственная молодежь безусловно есть, есть такие молодые люди, которые стремятся и хотят помогать другим, жить правильно самим и учить остальных духовным ценностям, учить жить хорошо, согласно принципам морали и приносить пользу своей родине, своему государству. Очень радует, что Государство тоже это понимает и стремится помочь молодежи воспитать в себе нравственность.
© Gaudeamus
В названии статьи использовано перефразированное и дополненное высказывание Генриха Гейне, гласящие, что «нравственность — это разум сердца». Будущее любого государства, не только нашего, зависит от подрастающего поколения, сегодняшних молодых людей, которые уже завтра встанут во главе своего района или области, пополнят ряды работников государственных учреждений и крупных компаний. Общие духовные ценности и мораль молодых людей напоминают моральный климат на предприятии: чем лучше этот климат, тем лучше работает предприятие. Для нашего светского государства нравственность, свободная от религии, является основополагающим моментом в духовно-нравственном воспитании молодежи. Безусловно, такая нравственность существует и, безусловно, существующие способы нравственного воспитания работают, хотя и требуют дальнейшего развития, совершенствования и, прежде всего, распространения среди молодежи. Тем не менее, не всегда принципиально важно, воспитывается ли нравственность на основе религии и простого гуманизма — важен результат. Так будем же нравственны не на словах, а на деле! Наше будущее в наших - нравственных — руках!
Total comments: 0 | |