|
Елена Албутова
Кризис объединяет людей [1] - 22.01.2025
Шестой Германо-Российский медиафорум на тему «Журналистика в экономическом кризисе» прошел в Ростове с 8 по 11 октября.22 молодых журналиста из разных регионов России, стипендиатов германских журналистских программ, вместе с именитыми референтами из России и Германии сопоставляли феномены журналистики и СМИ в условиях мирового экономического кризиса в двух странах.
Участники медиафорума © Gaudeamus
Мировой экономический кризис - тема номер один, не только в области экономики и политики, но в медиасфере. Его последствия: снижение заработной платы и сокращение рабочих часов, банкротство, безработица, рост конкуренции (явный плюс для потребителей) и т.д. Но кризис имеет и положительные стороны. Это прежде всего акселерация и оптимизация, по утверждению Михаила Бергера, также это - выигрышные позиции отдельных структур и организаций (желтая пресса неплохо заработала на этой теме). На самом деле, кризис стал профилактикой устойчивости и конкурентоспособности различных областей и процессов, или даже предупреждением и сигналом готовности (к чему? Здесь уже каждый решает сам для себя). Напомним, что с греческого слово «кризис» на русский переводится как «суд». Что это? Наказание за мошенничество и издевательство над матушкой Экономикой, или все же правду стоит искать намного глубже? На эти и другие вопросы участники пытались ответить в течение форума.
Экономический кризис в СМИ и СМИ в кризисе
«Сначала из отрасли уходят деньги, а потом мужчины;
и следующий за этим вывод: работа становится неэффективной.»
Сергей Сумленный,
Собственный корреспондент российского журнала «Эксперт» в Германии
В первый день на форуме четко определили немецкую и российскую позиции в медиасфере в период финансового кризиса. Кардинальные мнения, кардинальные предложения и полярные точки зрения вызвали немало дискуссий.
Корреспондент «Нойе Цюрхер Цайтунг» (NZZ) в Москве Геральд Хосп подчеркнул несколько основополагающих фактов возникновения мирового экономического кризиса. «Гонорары топ-менеджеров – не есть основания причина кризиса, - утверждал референт. - Во многом на него повлияла жадность банков», приводя в пример лаконичную вырезку из статьи, когда четыре толстосума в период финансового кризиса отдохнули с бутылочкой вина 1947 года урожая и бутылкой вина столетней выдержки.
Геральд Хосп сделал кардинальное предложение: «Главные редактора должны не только писать, но и владеть ценными бумагами». Возможно, такой «стратегический запас» издания позволил бы удержаться ему на плаву в период экономических перемен. По мнению г-на Хоспа, нынешний кризис может породить следующий, если в сознании людей будет продолжать жить стадное чувство, на которое г-н Хосп неоднократно обращал свое внимание.
Стадное чувство доверчивости народа, а особенно доверие средствам массовой информации, которые в период кризиса, стоя на грани провала, также имеют цель заработать, чтобы выжить, и разумеется, заработать на кошельках своих читателей. Эту подоплеку можно было извлечь из доклада главного редактора газеты «Труд» Владимира Бородина.
СМИ, зачастую, представляют субъективную картину происходящего, подогревая статьи различными домыслами и даже сказками, делая громкие заявления и додумывая то, чего может и не существовать. И главное тому доказательство - цитата российского медиапредставителя: «Наша задача – продать эту тему [тему кризиса] подороже».
Экономический кризис или кризис нации?
«Кризис имеет национальность, и это - паспорт американца.
И только потом он стал гражданином мира».
Сергей Сумленный,
Собственный корреспондент российского журнала «Эксперт» в Германии
Если немецкие СМИ (исключая бульварный формат) публикуют объективно-достоверную, насыщенную фактами, информацию, то российские СМИ стараются наживиться на актуальной для всего мира теме.
Такой контекст можно было услышать в зале в ходе выступлений докладчиков. На самом же деле, не стоит быть столь наивными. Бесспорно, многие печатные и интернет-издания готовы перешагнуть через человеческий фактор, стремясь не только побороть экономический кризис, в который они тоже погрузились, но и сделать на этом деньги. Но это стремление вовсе не имеет национальности и географического показателя (в отличие от национальных корней экономического кризиса), и не стоит столь категорично винить всю российскую медиасистему и восхвалять немецкую, судя лишь по единым представителям медиарынка двух стран. Потенциальное исключение могут лишь составлять государственный издания, работающие «под заказ» и не имеющие статуса независимых СМИ. Данную точку зрения разделили все коллеги, и российские и западноевропейские.
Со слов Владимира Бородина, мировой финансовый кризис сократил российский медиарынок примерно на 50 газет и 270 журналов, а каждый год подписка на прессу падает на 2-5 %. Все ли это последствия экономического кризиса или кризиса нации? Редактор газеты «Труд» напомнил, что за последние годы чтение в России сходит на нет, и в ответ на это оперативно отреагировал встречным предложением создания фабрики контента (нечто массовое, всеохватывающее, аналог смс-газете). Такой подход может найти отклик среди широкой аудитории, но это вовсе не решит проблемы грамотности и просвещенности граждан, поскольку автоматизация такого творческого процесса как чтение путем механизации и мобильной адаптации только сфорсирует нежелание читать. Ведь мало читать газеты и сайты (прим. авт. они также ведут к повышению безграмотности!), надо обращаться к классике и бессмертным литературным произведениям. По словам Бородина, западноевропейский мир читает в 7-8 раз больше нас (россиян).
Информационные агентства: между кризисом и прессой
«Эксперт – это некий святой Грааль»
Геральд Хосп,
Корреспондент «Neue Zürcher Zeitung» в Москве
Интересно, какого эксперта имел в виду г-н Хосп, но собственный корреспондент российского независимого делового журнала «Эксперт» в Германии Сергей Сумленный явно подметил, что «правительство умудряется делать хорошие вещи». В продолжении цитаты говорилось о различных системах рынка пресса. По словам Сергея Сумленного, в Германии существуют сетевые медиаобъединения (Medienvernetzungen), которые позволяют небольшим «земельным» (Германия состоит из 16 федеральных земель) изданиям готовить и публиковать хорошие материалы. Это достигается за счет работы с dpa (Deutsche Pressagentur) и информационными агентствами. В адрес российских СМИ Сумленный высказал обратное мнение, якобы они держатся обособленно, цитата: «Каждый сам за себя», приводя в пример всем известных «Коммерсант», «Известия», «Эксперт».
С этим также можно поспорить. Есть ряд информационных агентств и в России, хотя они не носят такого системного характера как в Германии. Те же самые «РИА Новости» - государственное информационно-аналитическое агентство РФ.
Экстремальная журналистика: на грани закона и равнодушия
Олег Панфилов, директор Центра экстремальной журналистики при Союзе журналистов России, автор большого числа статей, опубликованных в газетах и журналах разных стран мира, касающихся вопросов прав человека, военной журналистики и цензуры печати, поделился с коллегами богатым опытом, как теоретическим, так и практическим.
Олег Панфилов © Deutsche Welle
Но сначала поведаем читателям, что есть экстремальная журналистика. Это профессиональная деятельность журналистов, работающих в экстремальных условиях (массовые беспорядки, вооруженные конфликты, военные действия и т.п.). Но на практике, такой вид журналистики каждый момент подвергает жизнь журналиста опасности, в том числе и смертельной.
Сказка о свободе слова ответит на все возникшие вопросы. В кратком изложении она звучит так: и был в этом мире зоопарк, а владели им два директора [Ленин да Сталин], и были у них волки (дабы не смущать читателя, метафорически представители профессий обозначены животными определенных семей, в данном случае волками являются журналисты). И пришел новый директор зоопарка [Горбачев], и открыл он клетку и освободил волков, и побежали они на волю. Затем новый директор зоопарка [Путин] во второй раз открыл клетку, и кто хотел - вернулся.
Фабула этой сказки гласит, что свобода слова, по словам Олега Панфилова, - это политическая категория (ст. 29 в политическом разделе Конституции РФ о свободе мысли и слова). А кто заказывает музыку, тот и платит, а точнее, определяет, что играть.
"Государственные СМИ - это пропаганда государства, которая выпускается на деньги налогоплательщиков", - продолжал Олег Панфилов, - "а свобода слова - это разнообразие мнений", добавив при этом, что есть не только "Путин", но и "Саакашвили". Стоит отметить, что это чистой воды субъективная точка зрения, поскольку все мы могли наблюдать теплое отношение Директора Центра экстремальной журналистики к грузинскому народу и Грузии, в одном из вузов которой он работает преподавателем. От себя лично добавлю, с большой надеждой на то, что это не имеет никакого политического контекста.
Особый акцент сделали на правовой нигилизм чиновников и профессиональное равнодушие журналистов, под которыми подразумевается нежелание бороться с "неправдой" и беспределом в обществе. На вопрос: "Есть ли равнодушие в немецкой прессе?", Панфилов, некоторое время подумав, привел один пример, когда журналисту из Бундестага на 15 минут задержали пресс-релиз, и он сделал скандал. Хотя этот пример больше относится к разделу немецкой пунктуальности.
Вот, к примеру, один забавный случай из журналистской практики, который привел к судебному разбирательству. Подпись к фото: «Третий слева - Губернатор» (те, кто жил в Советском Союзе, вспомнят историю с Брежневым), а ведь были и другие варианты: «Свиньи вокруг Губернатора», «Губернатор среди свиней», причем Глава N действительно находился среди животных.
И еще, уважаемые журналисты, помните, что нужно придерживаться правил поведения журналистов для вашей же безопасности: не забывайте о надписи «ПРЕССА» большими буквами на головном уборе или жакете, особенно при исполнении особо опасных заданий! Также помните, что настоящий журналист, по наставлению Олега Панфилова, обладает ощущением внутренней свободы и любопытством, а также набором основных журналистских качеств, таких как грамотность, общение с людьми, начитанность, образованность.
Кто такой журналист и что такое журналистика?
«Журналист, как алкаш, не пропускает»
Михаил Бергер
Доклады «Стратегия выживания: СМИ – бизнес или миссия?» Михаила Бергера и «Германские СМИ в кризисе – в поиске новых экономических моделей» Вернера д`Инки обобщили картину журналистского мира в период экономического перелома.
В течение 15 минут участники медиафорума разгадывали загадку Генерального директора холдинга «Объединенные Медиа» и группы компаний «Румедиа» Михаила Бергера: кто же такой журналист? После некоторых «мучений» Бергер дал свое определение представителю данной профессии: журналист, по его словам, - это человек, который за деньги собирает информацию, обрабатывает и распространяет ее, с заявленной периодичностью (в отличие от блоггера). Так значит тот, кто не работает за деньги, не журналист? Теория теории – рознь. Поскольку журналисты-волонтеры или практиканты выполняют те же самые задачи, получая своеобразную зарплату в нематериальном эквиваленте, не всегда ставя вопрос качества под сомнение.
Также много говорили о так называемых пострадавших медиарынка и извлекаемых для издания выгодах в период кризиса, об аутсорсинге и новых услугах журналистского пространства. Затем плавно перешли к поиску производственных моделей (Geschaeftsmodelle) в немецкой прессе вместе с создателем газеты «Frankfurter Allgemeine Zeitung» Вернером д`Инка. Он, к слову, является директором Свободного российско-германского института публицистикив Москве и способствовал открытию СвРГУПв Ростове-на-Дону. Издатель «F.A.Z.», как и предыдущий референт, подчеркнул, что качественная журналистика не зависит от информационных агентств, не копирует ими предоставляемую информацию, а занимается творческим процессом самостоятельно и за деньги.
После порции фактологического материала о тенденциях немецких СМИ, о процентном соотношении читателей по гендерному фактору и подписке на определенные издания, после порции информации о видах и делении немецкой периодики, г-н д`Инка плавно привел нас к выводу, что интернет-пространство в ближайшее время завоюет медиарынок. Вернер д`Инка поведал, как заработать онлайн-журналисту, и как обеспечить доход онлайн-изданию.
Какой газопровод лишний?
«Бизнес есть бизнес, не смотря на идеологическую разрозненность взглядов»
Мария Белова,
Заведующая сектором в Институте Энергетики и Финансов в Москве
Открытая дискуссия «После газового кризиса значит перед газовым кризисом», прошедшая совместно с Объединением журналистов n-ost, стала апогеем медиафорума. Участники могли наблюдать за жаркой дискуссией больших специалистов своего дела и лишь после задать вопросы, которые они, будучи журналистами, часто ставили перед читателями на страницах своих изданий.
Баланс объективности поддерживался представителями трех стран, имеющих прямое отношение к газовому спору. Россия, Украина и Германия обсуждали перспективы, плюсы и минусы проектов Набукко (Nabucco), Южный (South Stream), Северный (Nord Stream) и Голубой (Blue Stream) поток.
Дискуссия по газовуму конфликту © Gaudeamus
Небольшая справка о проектах: все трубы ведут в Европу, но разными путями. Набукко - из Туркмении и Азербайджана в страны ЕС, прежде всего Австрию и Германию. «Южный поток» - российско-итальянский проект газопровода, который пройдёт по дну Чёрного моря из Новороссийска в болгарский порт Варну. Далее его две ветви пройдут через Балканский полуостров в Италию и Австрию, хотя их точные маршруты пока не утверждены. «Северный поток» (ранее Северо-Европейский газопровод (СЕГ)) — газопровод между Россией и Германией по дну Балтийского моря. «Голубой поток» - газопровод между Россией и Турцией, проложенный по дну Чёрного моря. Трасса протяжённостью 1200 км пройдёт от Выборга (Ленинградская область) до Грайфсвальда (Германия).
Интересы России представляла Мария Белова, руководитель отдела Института по энергетике и финансам в Москве. Она выразила удивление, зачем создавать Nаbucco, если можно оптимизировать то единое пространство, которое уже существует. То есть главная задача – это не создавать велосипед заново, а разветвлять то, что имеется: «Зачем вам 5 Набукко?», именно такое расстояние составляет один из российских проектов.
Директор института исследований России в Киеве Андрей Блинов подтвердил, что, цитата: «Украина тоже виновата в газовом конфликте». Причем настораживает частица «тоже». Блинов также скептически отнесся к проекту «Набукко», спросив у немецких коллег: «Где взять столько газа для запуска газопровода?». Кстати, сам же упомянул, что Председатель Европейской комиссии Баррозу заключил договор на сумму 2,5 миллиарда долларов на модернизацию и расширение украинской газовой системы.
Д-р Роланд Гётц, эксперт по энергетике, преподаватель Свободного университета Берлина, заключил, что «Южный поток» политизирован, и главным словом здесь является независимость. Высказывание «Европа зависит от России» ложно, поскольку «Европа зависит от Газпрома». Зависимость, по словам д-ра Гётца, - неправильный вопрос, а диверсификация – неправильный ответ. На это также найдется контраргумент. Директор Центра исследований проблем гражданского общества (Украина) Виталий Кулик (по материалам j-een.com), «сейчас ЕС также видит в Nabucco больше политики, чем экономики. Продвигая проект, Евросоюз пытается снять угрозу российского монополизма на европейских газовых рынках. Доля Газпрома на европейском рынке газа в среднем составляет 25%, в случае запуска «Южного потока» этот процент увеличится. Поэтому Еврокомиссия всеми силами сдерживает проектную активность Москвы, переориентируя своих членов и стран-соседей на перспективы Nabucco. Задача – получить временную фору для решения своих проблем. Что же качается экономической составляющей Nabucco, то пока она достаточно призрачная».
А вот задачи стратегии «202020», или проекта по защите климата, будут достигнуты в любом случае, не смотря на кризис. Стратегия заключается в снижении к 2020 году выбросов парниковых газов (и СО2) на 20% по сравнению с 1990 годом и в возобновлении доли альтернативных источников энергии до 20%.
И хотя оппоненты не пришли к единому мнению, каждый извлек для себя полезную информация и разделил чью-либо точку зрения. Это вполне оправдано: каждый настаивал на интересах СВОЕЙ страны и ее независимости. Как бы ни была дорога «игрушка», все же она своя, а своя рубашка всегда ближе к телу!
Total comments: 1 | ||
| ||