bordersoff

Александра Шкуратова

Фассбиндер: его необыкновенная плодовитость как «бордово-колючий шиповник по осени» [0] - 19.05.2024

«Я хочу не только, чтобы вы меня любили»…
«Ich will nicht nur, dass ihr mich liebt»…
(Hans Günther Pflaum. Rainer Werner Fassbinder. Bilder und Dokumente)

Это не просто, на мой взгляд, название документального фильма о Фассбиндере, это целая характеристика режиссера, его боль…

8 сентября кинотеатр «Люмьер» представил элитарное кино Ганса-Гюнтера Пфлаума «Я хочу не только, чтобы вы меня любили» о всемирно известном немецком кинорежиссере Райнере Вернере Фассбиндере. За неполные 16 творческих лет Фассбиндер реализовал 42 кино- и телепроекта и десятки театральных постановок. Его необыкновенная плодовитость как «бордово-колючий шиповник по осени». Сам Фассбиндер говорит в фильме мало, но о нем достаточно откровенно вспоминают режиссеры Петер Задек и Фолькер Шлёндорф, операторы, актеры, друзья, его мать (которая под именем Лило Пемпайт или Лизелотта Эдер исполняет второстепенные роли во многих его картинах), отчего представление о нем выглядит вполне соответствующим его подлинно авторскому кинематографу.

В элитарной работе Пфлаума представлены отрывки из фильмов лидера «нового немецкого кино». Первые полнометражные фильмы Фассбиндера — это «Любовь холоднее смерти» (Liebe ist kälter als der Tod, 1969), «Катцельмахер» (Katzelmacher, 1969) — поставлены вместе с труппой «Антитеатра», им организованной. Картина "Любовь холоднее смерти" на фестивале провалилась. Тогда Фассбиндер за девять дней поставил фильм "Катцельмахер", причем сам снялся в главной роли. Успех необычайный. Режиссер снимает по три-четыре фильма в год, также работая ещё в театре и на телевидении.

«Это придает его фильмам внешнюю небрежность, неровность, но в то же время наполняет их необычной жизненностью и трагическим «драйвом», - рассказывает продюсер «Лили Марлен» Лугги Вальдляйтнер, - он хотел опережать режиссеров, снимая определенное количество фильмов, и у него это получалось». Фассбиндер становится самым популярным режиссером. Вышедший на экраны в 1971 году «Торговец четырёх времен года» (Der Händler der vier Jahreszeiten) становится его первым коммерчески успешным фильмом. Спустя два года приходит и международное признание.


Всемирно известный немецкий кинорежиссер Райнер Вернер Фассбиндер © Borders off

Фильм «Страх съедает душу» (Angst essen Seele auf, 1974) демонстрируется в конкурсе Каннского кинофестиваля. С этим фильмом ульяновцы уже имели возможность ознакомиться на фестивале немецкого кино. Но наибольшее признание при жизни режиссёра получила картина «Замужество Марии Браун» (Die Ehe der Maria Braun, 1979), в которой нашёл отражение послевоенный опыт Германии. Фильм о жизни молодой немки, вышедшей замуж за солдата в последние дни Второй мировой войны. Без прикрас показана жизнь по окончании войны и суматоха людей, переносящих её последствия. В 1980-ом году выходит фильм «Лили Марлен», где главную роль исполняет хороший друг режиссера, певица, актриса Хана Шигулла, а в одном из эпизодов фильма появляется реальный исторический персонаж — немецкий писатель, антифашист Гюнтер Вайзенборн. Его роль исполняет сам Фассбиндер. В год смерти режиссер снимает «Тоску Вероники Фосс» (Die Sehnsucht der Veronika Voss, 1982). Ранняя смерть спасла его от неизбежного распада личности, предвестием которого можно считать фильм "Керель"(Querelle, 1982). Писатель в образе моряка Кереля, гомосексуалиста, убийцы и наркомана запечатлел свою собственную биографию. Критики оставались в полной растерянности из-за ряда откровенных сцен, к примеру, гомосексуального акта с участием актера и бывшего любовника Фассбиндера Гюнтера Кауфманна по прозвищу "черный баварец". Когда фильм вышел на экраны, Фасбиндера уже не было в живых...


Керель, Querelle - ein Pakt mit dem Teufel (1982) © Borders off

Все творчество Фассбиндера открыто во всех своих ипостасях - и нестандартно эротических, и общественных. Его фильмы – это огромный культурный пласт, это великий ум и талант. Актер Карлхайнц Бём (исполнил свои лучшие роли в сотрудничестве с Райнером Фассбиндером в триллере "Марта" (Martha, 1974), фильмах - "Эффи Брист"(Effi Briest, 1974), "Кулачное право свободы" (Faustrecht der Freiheit, 1975) рассказывает о коллеге: "Фассбиндер был одним из самых резких социальных критиков, которых я знал". Сам Фассбиндер говорит: "Если я займусь только эстетикой, это будет не фильм, а забава! Я вижу, что жизнь воняет и, говорю это…".


Карлхайнц Бём о Фассбиндере © Borders off

Давайте примем фильмы Фассбиндера ни как красную тряпку для быка, а как возможность задуматься об изнанке жизни.

Festival der deutschen Kultur in Uljanowsk |09.09.2010 | Views: 1251
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]